Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №4 города Лесосибирска" 

Русский язык 5-7 класс (практика)

 

Реализация деятельностного подхода на уроках русского языка при обучении школьников с лёгкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) в 5-7 классах.

 

Матвеева А.Н. Учитель русского языка и литературы

 

Ссылки на пособия

«Словарные слова в ребусах, изографах, загадках» (6 класс)

«Словарные слова в ребусах, изографах, загадках» (7 класс)

Картинное письмо

Дидактическое лото

 

Ссылки на видео

Орфографическое лото

Грамматическое лото

Изограф

Картинное письмо

Правописание окончаний прилагательных

 

Деятельностный подход предполагает наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться). Основной характеристикой детей с умственной отсталостью является снижение познавательной активности. Это проявляется во всех сферах психической деятельности, поэтому возникает необходимость в дидактических материалах, способствующих активизации познавательной деятельности школьников с интеллектуальной недостаточностью (лёгкой степенью умственной отсталости).

Цель: Представить дидактические материалы, направленные на решение конкретных учебных задач на уроках русского языка в 5-7 классах, способствующие активизации познавательной деятельности, направленные на формирование базовых учебных действий, корригирование высших психических функций умственно отсталых школьников.

Задачи:

1) Изучить методическую литературу по теме.

2) Создать дидактические материалы коррекционно-развивающей направленности, нацеливающие детей на самостоятельный поиск решения учебных задач.

3) Апробировать материалы, выбрать наиболее эффективные с точки зрения активизации познавательной деятельности умственно отсталых школьников, формирования базовых учебных действий.

4) Подготовить теоретическое описание, раскрывающее особенности применения данных материалов на уроках.

На сегодняшний день достаточно много материалов коррекционно-развивающего характера для детей разных возрастов, но при этом наблюдается дефицит материалов, направленных на формирование грамматических представлений, созданных для изучения конкретных тем, органично вплетающихся в канву урока, позволяющих акцентировать внимание на том или ином языковом явлении, понимании языковой закономерности. Пособия, представленные в практике, ориентированы на организацию разнообразной практической деятельности, являются средством создания продуктивной мотивации к занятиям на уроках русского языка.

Теоретико-методологическую основу практики составили: деятельностный подход (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и др.); положение о ведущей роли обучения в развитии Л.С. Выготского, теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина). Ведущим принципом при отборе материала является принцип коммуникативной направленности обучения; применение коррекционно-развивающих технологий позволяет повысить познавательную активность школьников, способствует коррекции недостатков всех сторон речи детей. Наиболее положительный отклик у детей с ментальными нарушениями встречают игровые формы работы, поэтому в практике нашли отражение такие приемы как простая дидактическая игра – ребусы, изографы, загадки (при изучении словарных слов), картинное письмо, орфографическое и грамматическое лото.

Реализация деятельностного подхода позволяет повысить учебную мотивацию умственно отсталых школьников, дидактические материалы, представленные в практике, направлены на включение детей с умственной отсталостью в активный сознательный поиск; развитие лексико-грамматического строя речи, развитие орфографической зоркости, развитие звукобуквенного анализа и синтеза являются предпосылками для формирования базовых учебных действий.

Оценить эффективность представленных материалов можно в процессе апробации при наблюдении за выполнением заданий. Критерии: доступность материала для детей (без разъяснения, с минимальной помощью учителя, совместное выполнение в группах, в парах; соответствие изучаемому учебному материалу, конкретность учебной задачи). Инструментом, позволяющим оценить эффективность представленных материалов, может служить мониторинг предметных ЗУН, познавательных БУД.

Пособия, представленные в практике, нуждаются в более корректном оформлении: сборники «Словарные слова в ребусах, изографах, загадках» для 6-7 классов нуждаются в профессиональном эстетическом оформлении. Все материалы в них авторские, за исключением изографа «велосипед». Сборники заданий «Дидактическое лото» и «Картинное письмо» содержат в большом количестве нелицензированные изображения из свободных источников, не предназначены для тиражирования, так как у составителя нет прав на их использование. Материалы изначально были созданы для работы на уроках, а не для распространения. Выступают в качестве иллюстрирования основных положений практики. В сборнике «Картинное письмо» нет указаний на авторов прозаических и стихотворных текстов, которые послужили основой для создания дидактических упражнений с применением приёма картинное письмо. В том случае, если материалы получат положительную экспертную оценку, возникнет необходимость в исправлении вышеуказанных недостатков.

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №4 города Лесосибирска"

Информация

Контакты

Юридический адрес:
662549, Красноярский край, г. Лесосибирск, ул. Партизанская, 3А
Электронная почта: Lesschool4@mail.ru  Телефон (факс) (39145) 42106